Статья "Как написать и опубликовать книгу"

/ доступные ссылки выделены жирным шрифтом /

После публикации своего первого романа «Дом на цилиндрах», я начал получать письма с вложениями от начинающих авторов, которые хотели узнать «моё профессиональное мнение» о своём творчестве, но, чаще всего, просили поделиться «секретом» - как именно я пишу. После выхода книги «Остановка последнего вагона», а особенно романов «Камень» и «Животное», опубликованных в издательстве «Эксмо» под псевдонимом Александр Варго, поток аналогичных писем значительно возрос, что предсказуемо показалось мне актуальной темой для написания тематической статьи.Гольцов Кирилл Вячеславович www.golcov.ru официальный сайт тайм-менеджмент проза поэзия статьи курсы лекции семинары доступная среда патриотические экскурсии походы образование проекты дистанционное обучение профессиональная ориентация Сразу подчеркну, что здесь я выражаю исключительно собственный подход к литературному творчеству, ни в коем случае не претендующий на универсальность, эффективность или истинность. Однако, небезосновательно полагаю, кое-что здесь всё-таки может оказаться действительно полезным начинающим авторам для использования в собственных творческих процессах.

С чего начать? Конечно, с интересной идеи, которую, поверьте, можно отыскать где угодно. Главное озадачиться этим вопросом и стать немного внимательнее к тому, что происходит вокруг и внутри нас. Иногда она просто неожиданно «озаряет» (возможно, как раз именно в этот момент к автору прилетает Муза), и вы чувствуете – надо писа’ть. Часто здесь весьма помогает предыдущий опыт в какой-либо области, чей-то яркий рассказ или просто воспоминания о примечательном случае, участником / свидетелем которого вы стали. Не сто'ит навязчиво сосредотачивать на темах, которые, как вам кажется, больше всего соответствуют импонирующему вам жанру – то же самое, поверьте, можно замечательно разглядеть в чём угодно. Главное – как на что посмотреть, преломить, воспринять, переработать и выразить. На мой взгляд, так же нецелесообразно писать специально под конкретную серию выбранного издательства, если её тема не представляет для вас особого интереса, хотя и кажется, что это значительно повышает ваши шансы быть опубликованным.

Постепенно подобный подход превращается в автоматический и иногда даже начинает казаться, что идеи вспыхивают где-то внутри вас сами собой. Однако, скорее всего, это всё та же реакция на «внешние раздражители». А вообще, постарайтесь на этом этапе и в ходе написания произведения, испытывать побольше ярких и новых впечатлений / эмоций – это пойдёт только на несомненную пользу творчеству, да и не только ему. Интересно, что поиски занимательной идеи могут занять как всего лишь мгновение, так и растянуться на долгие дни, месяцы и даже годы. А куда вам, здраво рассудите сами, торопиться? Нет смысла тратить время и силы на написание чего-то поспешного и невнятного, но, «чтобы сразу» – очевидно, никакого прока от такого подхода не будет. Поэтому – внимательность, терпение и уверенность в своих силах. Никому и, в первую очередь вам самим, не нужна здесь просто какая-то «отписка» - результат, как и творческий процесс, в первую очередь, должны приносить радость и нравиться самому автору. Всё же остальное обязательно со временем приложится - даже и не сомневайтесь.

Многих начинающих авторов смущает здесь кажущийся безграничным книжный рынок. Есть ли в нём место и для вашего «скромного творчества»? Невообразимая конкуренция! Не волнуйтесь – оно обязательно отыщется и, вполне возможно, весьма скоро. Особенно, если ваше произведение окажется не просто интересным для субъективного мнения редактора, но и будет соответствовать актуальной серии книг этого издательства. Ведь много чего-то вовсе не является синонимом качества. И, чем больше вы будете тратить времени на подобные беспредметные сомнения и рассуждения, тем, понятное дело, меньше его останется на всё остальное – в том числе, и на собственное творчество.

Уже забрезжила интересная идея? Отлично! Теперь у вас стало ещё меньше поводов торопиться – потратьте столько времени, сколько нужно, чтобы обдумать и всесторонне «обыграть» её в голове. Добейтесь появления небольшого внятного пересказа будущего произведения или, говоря более профессиональным языком, синопсиса, который и станет его «рабочей основой». Постепенно расширяйте её до небольшой истории, параллельно подбирая подходящие детали и сюжеты. Постарайтесь сжиться с этим, может быть, приняв даже, как частичку собственной памяти и обязательно искренне поверив в свой рассказ. Как убедиться, что требуемый результат достигнут? Очень просто – если у вас есть «под рукой» полиграф, то эффективно используйте этот аппарат, и он обязательно ошибочно покажет, что вы говорите правду. Ведь «детектор лжи» не может залезть человеку в голову и узнать истину – он просто фиксирует вашу реакцию, напрямую связанную с восприятием. А можно использовать и более простой метод – поделиться с кем-то малознакомым подобной историей и внимательно следить за его реакцией: верит – не верит (разумеется, если речь не идёт о чём-то заведомо фантастическом) и заинтересовала / нет. Помните, что, только по-настоящему оживив сюжет будущего произведения для себя, вы сможете сделать то же самое для читателей. Не начинайте сразу опрометчиво писа’ть, надеясь, что, по ходу действа, всё само собой начнёт как-то «вырисовываться» дальше. Это деструктивный путь, который, скорее всего, ни к чему хорошему не приведёт. А вот дополнительные детали и идеи в рамках определённого плана, о чём пойдёт речь ниже, можно только приветствовать.

Всё готово? Тогда немного отвлекитесь и подумайте над тем, что именно вы хотите создать – интересный рассказ или объёмистую книгу? Если вы ещё не имеете опыта написания текстов хотя бы объёмом в 5 авторских листов (1 а.л. = 40.000 символам), то советую начать именно с рассказа, а ещё лучше – нескольких. В противном случае, имеет смысл задуматься о повести или романе. При этом, понятное дело, вы сами должны ясно видеть, что задуманное никак не удастся адекватно выразить в малой форме прозы, а не пытаться попросту «размазать» короткую и действительно захватывающую историю на толстую книгу, сделав её заведомо малоинтересной. Это не нужно ни вам, ни читателям.

Итак, вы всё-таки определились, что найденная идея достойна именно книги? Замечательно! Уже можно начинать писа'ть? Не торопитесь – сначала письменно составьте небольшой план будущего произведения. В нём отметьте три основных момента – «завязку», развитие сюжета и концовку, а потом прикиньте, сколько примерно на каждую уйдёт глав. По моему опыту, внятно и законченно выразить сюжет каждой главы весьма удачно получается в 10 – 12 печатных страницах формата А4. Кроме того, мне всегда, по множеству причин, нравилась цифра 15 (скорее всего, и у вас есть какое-нибудь любимое число). Одна из них – День рождения моей собаки Норда (да-да, прототипа одного из героев романа «Камень»), поэтому во всех моих книгах ровно 15 глав. Учитывая же озвученный объём каждой, я выхожу примерно на 14 авторских листов. Это, на мой взгляд, не много и не мало – «золотая середина». Разумеется, всё, что связано с этим – исключительно ваше дело, однако, обратите внимание, что издательства, как правило, рассматривают большие формы прозы объёмом не меньше 10 авторских листов. Думаю, эту цифру стоит учитывать, если вы хотели бы в перспективе попробовать опубликовать свою книгу, а не просто «положить в стол» или разместить в свободном доступе в Интернете. Но всё это надо, разумеется, иметь в виду лишь постольку поскольку, а не подчинять выходу на «вожделенную цифру» весь творческий процесс. Ничего хорошего из этого не выйдет.

Вот у вас и появился примерный план будущего произведения. Теперь постарайтесь максимально его расширить. Как это сделать? Очень просто. Например, вы написали, что в первой главе должны встретиться и познакомиться два человека. Замечательно. Пусть это и станет её рабочим названием (например, "Случайное знакомство") – запишите, даже, если предпочитаете обыкновенную нумерацию. Теперь добавьте подробности – погоду, место действия, особенности внешности и сленг персонажей, сопутствующие интересные моменты, аналогии из воспоминаний героев и прочее. Если у вас уже были опубликованные произведения, неплохо вставить какие-то упоминания о событиях и героях из них – читателям это, как правило, нравится. Может быть, даже подпечатайте сюда некоторые актуальные выдержки из будущих диалогов. И так, разумеется, поступите со всеми главами. Затем повторяйте это ещё и ещё раз до тех пор, пока вам покажется, что ничего общего добавить сюда уже невозможно – осталось лишь приступать к непосредственному описанию деталей каждого момента. Именно это и будет вашей книгой.

Теперь задумайтесь о том, сколько времени необходимо выкроить из своего будущего, чтобы написать всё задуманное. Здесь многих буквально подавляют «солидные» озвученные сроки создания многих книг, иногда исчисляемые годами. На самом деле, это не более, чем иллюзия, призванная, чаще всего, лишь «пустить пыль в глаза» читателей (или они сами иногда рады заняться чем-то подобным) и создать ощущение «глубокой продуманности» книги. Собственно, перенесите это, например, на свой рабочий опыт и вспомните тех коллег, кто может месяцами делать то, что вы без труда осилите и за несколько дней. Или всё зависит от того, как считать. Например, я начинал писа’ть роман «Животное» в феврале – марте 2010 года, а заканчивал в декабре 2012 – январе 2013. Фактически я потратил на это 4 месяца, а можно сказать, что 3 года. Пожалуй, оба утверждения будут верными, но ближе к истине всё-таки первое. А если бы я решил вернуться к роману через 10 лет, то для кого-то, возможно, это опрометчиво показалось бы самым оптимальным для создания шедевра. Иными словами, срок написания книги не имеет никакого отношения к её качеству, а говорит, в лучшем случае, лишь об особенностях подхода автора к творческому процессу.

Поделюсь своими цифрами – у меня на книгу, в общей сложности, уходит 3 – 4 месяца. Это, конечно, много и оправдывает меня здесь (для самого себя, разумеется) лишь то, что литературное творчество – всего лишь хобби, а семья и основная работа занимают в моей жизни приоритетное место, помимо прочего, оставляя на остальное ежедневно весьма незначительное время. Да и оно частенько расходуется на совершенно другие вещи по абсолютно понятной причине – появляется, например, минут 40, которые можно спокойно посвятить творчеству, но нет вдохновения (Муза куда-то запропастилась) и дело не идёт. В этом случае, разумеется, надо плодотворно заняться чем-то другим, а не «вымучивать» каждое предложение – скорее всего, они окажутся посредственными, и всё равно придётся их переделывать впоследствии. Однако, здесь нельзя попадаться и в ловушку – поверьте, всегда найдётся множество важных дел, которые, вроде как, не позволяют вам продолжить писа'ть книгу, хотя, чаще всего, это просто жалкие попытки как-то оправдать своё бездействие перед самим собой (и, иногда, интересующимися окружающими). Поэтому, не определив минимальные нормативы на какой-то определённый срок, пожалуй, произведение невозможно закончить вообще никогда. Особенно, когда вы находитесь в самом начале процесса, и он предсказуемо всё больше начинает казаться «неподъёмным». У меня есть множество знакомых, гордо именующих себя при каждом удобном случае «писателями», но «застрявших» именно на подобном моменте много лет назад безо всякой видимой перспективы и желания продолжить, кроме «громких слов». Надеюсь, вы не окажетесь в числе таких людей.

А ведь практически любое дело, не терпит как излишней поспешности, так и неоправданного затягивания. Яркий пример – мой роман «Все Они», который я начал писать ровно 20 лет назад, потом периодически к нему возвращался и, наконец, сейчас решил, что всё-таки лучше закончить его в формате сборника рассказов. Одна из причин – очень большой объём произведения, решительно «зашкаливающий» за 30 авторских листов. На настоящий же момент, я решил эту проблему очень просто – весьма опрометчиво заявлять себе, что каждый день обязательно буду писать ровно по 5 печатных листов. А вот минимум 1 – абсолютно реальная цифра. Если удалось написать 2 или 3 – отлично, но не меньше 1. Тогда, если исходить, например, из ориентировочно 10 страниц на главу и 15 таковых в книге, несложно подсчитать, что, при минимальной «выработке», на черновой вариант такого романа уйдёт 5 месяцев. А это уже, согласитесь, не неопределённое будущее или кажущаяся "бесконечность", а вполне конкретные сроки. Что же делать, если на действительно весомых основаниях сегодня не удалось добавить к произведению ни строчки? Ничего страшного – приплюсовываем эту одну страничку к минимуму на завтра или разносим её на неделю. Как видите – вполне гибкий и несложный подход, который, поверьте, может оказаться весьма результативным.

Иногда сложно продолжить писать по причине того, что никак не можешь продумать оптимальный вариант развития какого-либо сюжета по ходу работы, а это для многих является причиной и самым весомым оправданием временного, а то и окончательного оставления всего творчества или конкретного произведения. С подобным подходом, поверьте, не удастся закончить ни одной книги. Что же делать? Всё просто: читать начало первой главы, потом середину третьей и конец последней – неуместно, а вот писа’ть – вполне. Есть сейчас настрой описа’ть не свидание влюблённых на закате из третей главы, а кровавые происки маньяка глубокой ночью из восьмой? Замечательно – именно это и сделайте. Тем временем понемногу и «проблемный» сюжет прояснится – тогда можно возвращаться к нему. А уже потом свяжете всё воедино. В следующий же раз у вас будет романтический настрой – самое время красочно повествовать о «сладкой парочке». Как видите – ничего сложного, и здесь стоит неизменно придумывать, как бы сделать «да», чтобы прогрессивно двигаться вперёд, а не искать весомые оправдания для «нет».

У меня частенько бывает и так – пишешь книгу, а потом вдруг приходит очень интересная идея нового произведения (в том числе, малой прозы), которую хочется начать воплощать немедленно. Что же – никаких проблем: я начинаю новый роман, а к прежнему возвращаюсь позднее. Это совсем не вредит творческому процессу, а иногда даже позволяет небезынтересно параллелить оба повествования. Разумеется, если начинать одно, потом бросать для другого, третьего и десятого, то ничего хорошего выйти не может. А вот два – вполне приемлемая цифра.

Понятно, что литературное творчество, в большинстве случаев, уместнее всего рассматривать исключительно, как хобби. Вы сами прекрасно знаете, что, когда даже самое интересное и замечательное дело превращается в работу, то подход к нему на удивление быстро меняется и частенько вовсе не в лучшую сторону. Кто-то собирает марки, монеты, или клеит модели самолётов, меня же увлекает, в том числе, писательское времяпровождение. Однако, будучи реалистом, я понимаю, что по-настоящему заработать на этом в обозримой перспективе, вряд ли удастся. А вот интересно провести время и полноценно выразиться – несомненно. Настоятельно советую и вам ориентироваться именно на такой подход, а не забрасывать все остальные дела, видя себя в будущем только знаменитым писа’телем и никем больше. Отлично, если когда-то это произойдёт – тогда и совсем другой разговор будет. Пока же, имеет смысл считаться с действительностью и это пойдёт всему процессу только на несомненную пользу.

Примечательно, что многих почему-то смущает такое творческое хобби, и они предпочитают не раскрывать его даже самым близким людям. Уверяю, что тут ничего такого нет и это нисколько не хуже, чем собирать из спичек домики или коллекционировать бутылочные этикетки. Каждому – своё. Другое дело, что окружающие частенько начинают подтрунивать над «будущим знаменитым писателем» и тем самым вызывают у начинающего автора целый ворох комплексов. Если это именно про вас – срочно меняйте своё мировосприятие и, тем более, не «опускайте руки», если ваши первые наброски показались кому-то совершенной глупостью. Может быть, так оно и есть, или нет – это никогда наверняка не скажешь наперёд. Другое дело, что к аргументированной критике, несомненно, сто'ит прислушиваться, обдумывать и, если она покажется обоснованной, действительно попытаться что-то менять. Но ни в коем случае не бросаться всё переписывать, едва кто-то упомянул, что «дело совсем плохо». Однако, здесь, пожалуй, гораздо опаснее для творческого человека те люди, кто, из каких-то своих побуждений, нахваливают, не разбираясь. Всем приятно слышать подобное, но, в рассматриваемом случае, это вполне может заставить автора потратить много сил и времени на заведомо деструктивное творчество. Поэтому, будьте здесь бдительнее, старайтесь рассматривать похвалу или критику исключительно объективно и делать соответствующие практические выводы.

Всё в Мире познаётся в сравнении, поэтому приготовьтесь к тому, что люди на каком-то этапе начнут проводить параллели ваших работ и произведений других авторов. Кто-то просто отмечая в чём-то «удивительно сходство», а другие – в обидном / вызывающем контексте, с явным намёком на плагиат или что-то в таком роде. Не смущайтесь – это предсказуемо и неизбежно. А иногда может оказаться и полезным: ведь даже некоторые издательства в форме приёма текста книги, просят указать наиболее близкие к нему произведения других авторов. Кроме того, и самое главное, вы прекрасно знаете, что это произведение – именно ваше детище, начиная с идеи и заканчивая последней точкой. А другие могут иметь на этот счёт своё собственное произвольное мнение, к которому, в случае негативной окраски, постарайтесь подойти максимально сдержанно и снисходительно. Особенно, если речь идёт о людях, которые ничем не проявили себя на литературном поприще. Точно так же отнеситесь к тем, к счастью, немногим, кого я ласково называю «присовокупленцами». Эти горемыки, сто'ит вам опубликовать ваш рассказ или роман, независимо от отзывов читателей, станут везде твердить о том, что именно они имеют к этому самое непосредственное отношение, а вы всего лишь занимаетесь обыкновенным плагиатом. Разброс «правдивых историй» здесь самый широкий: от того, как они рассказали вам «за чаем» или в письме эту свою идею и, заканчивая тем, что посылали вам «всего лишь для ознакомления» готовый роман, который вы «вероломно выдали за свой и напечатали». При этом, понятное дело, кроме пустых "громких слов", за этим абсолютно ничего не кроется. С такими обиженными жизнью людьми нет смысла вступать в дискуссии и пытаться что-то доказывать / аргументировать по единственной и самой простой причине – их просто разъедает зависть и / или тяжёлый психический недуг. Искренне пожалейте «присовокупленцев» и забудьте о них, тем более, что умные люди их бредням внимать не будут, а мнение глупцов вам и вовсе ни к чему.

Несомненно, читая произведения других авторов, вам поро'й казалось, что их работы обременены глубоким смыслом и ещё множеством «довесков» между строчек. Вспомните, как было принято ещё в школе обсуждать на уроках литературы – что именно чем-то хотел подчеркнуть автор, почему он использовал такие метафоры и что хотел сказать читателям вечного, поучительного и мудрого. А вот в своём романа, к сожалению, вы ничего подобного не видите? Не переживайте – в подавляющем большинстве случаев, всё это лишь фантазии многочисленных «исследователей творчества» и / или особенности человеческого восприятия. Да, несомненно, где-то подобное справедливо, но, в основном – лишь бессмысленное словоблудие тех, кто не способен ничего толкового создать сам, но очень хочет «быть в теме». Скорее всего, вам придётся столкнуться с такими людьми – они будут готовы устно или письменно склонять вас к бесконечным обсуждениям того или другого фрагмента вашего романа, и выискиваниям всё более завуалированных откровений. Не позволяйте втягивать себя во что-то подобное и не тратьте время на эту бессмыслицу – как известно, когда очень хочешь что-то отыскать, это вполне можно сделать и на пустом месте.

И, разумеется, будьте готовы к письмам незнакомых людей, которые будут просить вас прочитать их «гениальные творения», подредактировать какой-то текст, подсказать интересное продолжение, выступить соавтором или спонсором, авторитетно порекомендовать / помочь «протолкнуть» их творчество издательствам и всё в таком роде. Некоторые могут даже угрожать или умолять, попытавшись максимально эффективно на вас воздействовать в желаемом направлении. А все ваши аргументы о том, что нет времени или возможности, предсказуемо не будут услышаны, так как большинство рассматриваемых людей, всего лишь желает, чтобы вы в «первую очередь» прочитали его творение и ответили, что это прямо-таки «бестселлер, который, по невообразимой причине, пока не оценён по достоинству мировым сообществом». Во избежание инициирования неприятных ситуаций и бесполезной траты времени, заранее определитесь со своим отношением ко всем этим моментам, чтобы обдумать, взвесить и принять чёткое решение по формату подобного взаимодействия, когда такая необходимость настанет.

Теперь, если вы готовы «взвалить на свои плечи» всё, сказанное выше, приступайте к работе. Благо, современные технологии здесь на удивление эффективно придут на помощь в виде тех же удобных текстовых редакторов и портативных компьютеров – пользуйтесь этим. Однако, разного рода «планшетники» под ваши цели явно не подойдут – они значительно замедлят процесс без какой-либо нужды. Поэтому – только «клавишные». Так же весьма отвлекающим фактором будет не то, что происходит вокруг, а ваше неумение сосредоточиться на одном деле и деструктивное распыление внимания. Постарайтесь контролировать это, иначе ничего путного не выйдет.

Параллельно с файлом, где вы пишите роман, заведите листочек электронного блокнота. В него, по ходу процесса, вносите имена, основные события и нюансы, которые могут весьма пригодиться в дальнейшем. Поверьте, очень неприятно и времязатратно выискивать в уже написанных главах строчку, где, например, говорится о цвете копны волос героя, чтобы он не стал к середине книги, безо всяких видимых причин, совершенно лысым. Не смущайтесь, если по ходу работы неожиданно обнаруживаются новые интересные линии развития сюжета, которые противоречат изначальному плану. Просто сравните оба варианта, по достоинству оцените и отдайте предпочтение тому, что покажется вам наиболее удачным. При этом, конечно, не забудьте, внести соответствующие коррективы в план последующих глав, чтобы не вышло никакой путаницы. Так же не помешает каждый вечер сохранять копию (лучше всего, не одну - так точно вернее будет) дополненного документа в архив, чтобы, в случае чего, разом не потерять то, на что вы потратили столько времени. Ведь электроника имеет свои особенности – файл в какой-то момент может почему-то перестать открываться или вы потеряете носитель с доброй частью своего произведения.

Если вы не планируете попробовать опубликовать свой труд через издательства, то вполне можете, по ходу работы, выкладывать черновые главы произведения на каком-нибудь литературном сайте, настойчиво призывая читателей к «жёсткой критике», а не «сладкой лести». Однако, чаще всего, автор хочет непременно быть «увековеченным» в до сих пор более привычном и престижном «бумажном» формате. Тогда имеет смысл выложить в свободном доступе максимум одну главу вашего творения, так как, если полный текст или значительная его часть будут «гулять» по просторам Интернета, то вероятность заинтересовать издательства, скорее всего, равняется нулю. В связи с этим, конечно, не сто'ит пересылать файл с романом друзьям и знакомым – несмотря на все их уверения, что «это только между вами», скорее всего, ситуация весьма скоро выйдет из-под контроля (особенно, когда книга действительно сто'ящая). И, даже, если виновный отыщется, это уже ничего не изменит. Хотя, иногда подобное может пойти даже на пользу – вами вполне могут заинтересоваться, если произведение в таком формате вдруг станет бестселлером глобальной сети. Но, всё-таки, лучше здесь быть во всех отношениях посдержаннее.

Время промчалось на удивление быстро – вот вы с нарастающим возбуждением дописываете своё творение и гордо печатаете слово «конец». Настало время искать адреса издательств и делать рассылку? Конечно, нет. Это лишь повод постараться совершенно позабыть о книге на несколько дней, занимаясь другими делами, а потом взяться за, пожалуй, самую ответственную часть действа – чистовую вычитку. Настоятельно советую делать это не после каждой напечатанной главы, а именно при готовности чернового варианта всего произведения. Помимо исправления множества совершенно нелепых ошибок, поверьте, вы обязательно найдёте – где и что добавить или убрать по сути произведения и сможете оценить более объективно свой текст в целом. Если говорить здесь о сроках, то могу назвать свою примерную цифру – 2 недели (понятно, что я включаю её в общее время работы над книгой).

Справились и с этим? Теперь, если вы планируете попробовать опубликовать своё творение, пришла пора' написа'ть синопсис книги, где на 1-3 листах А4 предстоит изложить краткий, но яркий пересказ всего произведения. Это вовсе не так легко, как может показаться, однако, синопсис является обязательным условием рассмотрения издательствами вашего предложения о публикации работы. Уделите ему столько времени, сколько необходимо (и даже ещё больше) - помните, от него здесь очень многое может зависеть. Получилось? А теперь подстрахуйтесь и зафиксируйте свои авторские права на произведение (я это делаю заранее со всеми текстами, в том числе, к которым не открываю публичный доступ, даже, когда речь идёт о стихах). Иначе ваше, вполне возможно, действительно гениальное творение может вскоре появиться на книжных прилавках, правда, почему-то, под чужим именем и без вашего ведома. Хотя, разумеется, здесь «тёмных личностей» скорее будет интересовать оригинальная идея (а ведь у вас именно такая, правда?), а текст уж они как-нибудь напечатают своими силами (пор'ой даже получше оригинала). Тем не менее, это, разумеется, вовсе не повод облегчать им жизнь. Так как же это сделать? Очень просто – здесь помогут всё те же литературные сайты. Некоторые из них позволяют сразу, после загрузки текста, получить официальное «свидетельство о публикации в электронном СМИ». Потрудитесь потратить на это немного времени, разумеется, позаботившись о том, чтобы бдительно ограничить доступ к вашему произведению третьих лиц.

Теперь потратьте несколько часов на то, чтобы сделать собственную подборку адресов электронной почты издательств в Интернете, которую вы сохраните в файл, и будете актуализировать для рассылки всех последующих работ, а так же делать сопутствующие заметки («отказали», «нет смысла высылать в дальнейшем», «заинтересовались» и прочее). Это совсем несложно, но требует терпения, аккуратности и внимательности. Я встречал множество тематических статей в Интернете с подробными таблицами контактов, однако, всё течёт и меняется, поэтому потрудитесь не только проверить их на актуальность, но и отыскать что-то новое. Конечно, вполне можно распечатать и выслать рукопись по обыкновенной почте, однако, советую всё-таки и здесь эффективно воспользоваться современными информационными технологиями. Тем более, как вы вскоре обнаружите, некоторые издательства настоятельно рекомендуют (даже требуют) заполнить именно специальную форму на их официальном сайте, куда вложить текст / часть произведения. Если ваш труд «зашкаливает» за 1 Mb, будет удачным заархивировать файл и отправить в таком виде. Есть издательства, которые просят сначала выслать несколько первых глав для ознакомления, а уже потом, при заинтересованности, весь текст. Обязательно пойдите им навстречу, и потрудитесь потратить немного времени на выделение и корректное копирование требуемой части.

Для текста электронных писем удачнее всего сделать «рыбу», так как он достаточно стандартен, меняя только имя главного редактора, тему (некоторые издательства жёстко оговаривают её формат – обратите внимание) и добавляя свои конкурентные преимущества. Что это может быть? Прежде всего, разумеется, соответствие вашего произведения темам, заявленным издательством, а ещё лучше – конкретной серии. Разумеется, издательство с гораздо бо’льшим интересом отнесётся к уже печатавшемуся автору (при этом обязательно полюбопытствовав причиной желания сменить издательство), чем новичку, но это может и не играть никакой роли. Тем не менее, если вы уже публиковались, не стоит это скрывать, но и прибавлять лишнего, разумеется, тоже. Поверьте, при заинтересованности, издательство само имеет массу возможностей выяснить истинный тираж ваших предыдущих работ, их популярность и прочие актуальные моменты. Поэтому – скромный, предельно честный и максимально соответствующий требованиям конкретного издательства текст (разумеется, без грамматических ошибок) предложения о публикации книги, будет именно тем, что требуется. И, конечно, проверяйте перед отправкой – вложили ли вы в письмо файл с произведением.

Несмотря на указанные большинством издательств на сайте сроки рассмотрения рукописей «до 3 месяцев», фактически, вы начнёте получать ответы весьма скоро и они, практически наверняка, будут отрицательные. Это и понятно – вряд ли кто-нибудь в состоянии вдумчиво и основательно прочитать тот же роман из 14 авторских листов за несколько часов или дней, учитывая неизменное обилие работы на этом поприще. Поэтому, ответы таких издательств будут вполне предсказуемы – несоответствие вашего произведения их теме или вежливый (хотя, бывают и не очень приятные исключения) неаргументированный отказ. А вот письма, которые будут приходить вам через хотя бы несколько недель (в том числе, спам), уже вполне могут содержать более объективный взгляд на ситуацию. Особенно полезно, когда редактор, которому попалось ваше произведение, ответит не просто «нам не подходит», а найдёт время «черкнуть», пусть короткую, но чрезвычайно важную для вас рецензию. Прочитайте её очень внимательно и постарайтесь сделать объективные выводы, так как здесь речь идёт не просто о чьём-то частном мнении, а о взгляде профессионала, который неизменно окажется весьма поучительным. Я, например, по поводу своего творчества, переписывался, в том числе, с Сопиковым Игорем Вячеславовичем – редактором, который вывел на тематический рынок Александру Маринину, Данилу Корецкого, Татьяну Устинову, Татьяну Полякову и Елену Михалкову. Этот неординарный замечательный человек особенно расположил меня к себе прямо-таки отлично и с юмором написанной «разгромной» рецензией на роман «Остановка последнего вагона», однако, в целом, может быть, и неоправданно достаточно высоко оценил всё моё творчество после получения на днях текста нового романа «Степень прерывания». Его советы и просто человеческое участие, показались мне более, чем эффективными и какого-то подобного диалога с кем-то из опытных редакторов я от всего сердца желаю и вам.

Некоторые издательства могут не ответить вам вообще или вдруг проявить интерес, который, однако, заставит вас призадуматься. Понятно, в идеале, автор ждёт, что ему напишут нечто вроде «ваша работа нам подходит», укажут ориентировочный срок публикации, особенности (например, формат обложки и тираж), сумму гонорара (в реальности она весьма скромная) и договор, который он может распечатать, подписать и отправить по почте. От всего сердца желаю, чтобы у вас было именно так, однако, надо быть готовым и к другому повороту событий. Например, вам могут сказать «да», но с условием сокращения объёма произведения и его переработки из-за особенностей конкретной серии, обязательного изменения названия книги или даже добавления туда чего-то совершенно постороннего. Не торопитесь восторженно отвечать «да», лишь бы быть опубликованным, но и не спешите с «нет» - всё внимательно взвесьте, обдумайте и, через день-другой, примите окончательное решение, обязательно проинформировав о нём издательство. Мне, например, на текст романа «Трюфельный холм», поступило предложение о публикации под псевдонимом Александр Варго. До этого момента, о таком писателе я даже не слышал, однако, без труда нашёл исчерпывающую информацию в Интернете. Несмотря на то, что в моём произведении от «хоррора» толком ничего не было, мне показалось интересным посотрудничать с издательством «Эксмо», пусть и в подобном специфическом формате, и я принял предложение. В результате получилась, в общем-то, предсказуемая неразбериха – поклонники серии «MYST. Черная книга 18+» покупали новый роман, надеясь насладиться морями крови, неистовством маньяков, изощрёнными извращенцами и буйством сексуальной фантазии некрофилов, а получили нечто совсем из «другой оперы». В связи с чем, конечно, вполне понятна негативная реакция на «Камень» многих из них, хотя, ради справедливости, надо признать, что и позитивных отзывов я получил в достатке. Наверное, именно поэтому, когда издательство «Эксмо» предложило мне опубликовать в той же серии мой новый роман «Кошачья лапка», я ответил согласием – вот и получилось «Животное». В общем – много всего вам здесь могут напредлагать, а ваша задача – соотнести это со своим собственным ви’дением ситуации и принять взвешенное решение (в этом, в том числе, могут весьма помочь близкие люди). Что будет дальше – покажет, разумеется, только время.

Вам обязательно один или даже несколько раз ответят от структур, занимающихся «изданием за счёт авторов» (сюда же можно отнести замысловатые вариации разноформатного участия сторон, сводящиеся, впрочем, всё к тому же самому) или представляющих Интернет-магазины электронных книг. В первом случае, по большей части, решение зависит от ваших финансовых возможностей, амбиций и взглядов на подобный формат публичного самовыражения, во втором – подразумевает возможность получения минимального дохода, но практически исключает перспективу «бумажной» публикации. Во всех этих случаях решать, разумеется, вам, однако, советую всё-таки попытаться дождаться ответов от большинства других издательств, и только потом принимать какое-то решение.

Всё течёт и меняется – если вам везде решительно отказали, то рассылку того же самого произведения вполне можно повторить через год. Один мой знакомый несколько лет назад опубликовал таким образом «забракованный» всеми ранее сборник специфических современных басен. Да и самим сто'ит периодически заглядывать на сайты издательств и следить за новинками в книжных сериях. Вдруг через месяц-другой будет запущено нечто именно в вашу тему? Тогда имеет смысл повторить отправку книги, добавив в текст письма своё ви’дение произведения «по вновь открывшимся обстоятельствам». При этом удачнее всего сделать папку со всеми вашими творениями и «рыбами» писем, рассортированными по принципу – «опубликовано», «рассматривается», «отказано», «новое». Её вы будете постоянно пополнять, а заодно иметь всегда под рукой для удобства рассылки по издательствам.

Говоря о взаимодействии автора с издательствами, сто'ит коснуться темы литературных агентов. Эти люди являются предметом вожделения многих писателей и, теоретически, для такого восприятия есть все предпосылки. В самом деле - сидите, фантазируете, пи'шите, а в это время человек, блюдущий ваши интересы, вовсю взаимодействует с издательствами, продвигает ваше творчество и договаривается о максимально выгодных (материальных и юридических) условиях. При этом, литературный агент претендует всего лишь на 20-30% полученного вами гонорара, что, особенно для начинающего писателя, который готов ещё и приплатить сам, чтобы его, наконец-то, опубликовали - прямо-таки находка. Однако, в России с этим всё вовсе не так просто, как может показаться. Тех людей, кто претендуют на "гордое звание" литературного агента очень мало, да и робко пытающихся "попробовать" себя на этом поприще - раз-два и обчёлся. Почему так? Всё просто - продвижение нового автора требует значительных временных и прочих затрат, а даже самый успешный результат принесёт литературному агенту всего лишь скромные несколько тысяч рублей. А если из них вычесть деньги, потраченные им на дорогу, связь и прочие сопутствующие моменты, то останется прямо-таки мизерная сумма, на которую попросту невозможно прожить. Скажете, что здесь сто'ит брать количеством, заодно? Очевидно, что подобные параллели в подобном деле значительно усложняют задачу, да и если литературному агенту даже удастся за месяц "пристроить" несколько начинающих писателей, то речь всё равно идёт о весьма незначительных суммах. Ждать, пока один из авторов станет известным и на него посыплются астрономические гонорары? Конечно, надеяться на такое развитие событий хочется, однако, этого может так и не произойти.

И, тем не менее, литературные агенты и желающие попробовать свои силы на этом поприще существуют. Наберите эти два "волшебных" слова в поисковой системе и Интернет сориентирует вас по текущему положению дел, однако, будьте бдительны и не попадитесь на "удочку" мошенников. Литературный агент получает свои деньги только по факту выплаты гонорара автору, и всё, что он просит до этого момента - повод насторожиться, даже, если речь идёт о незначительных суммах. Разного рода "редакторская правка", "рецензирование", "представительские расходы" или фиксированная цена "услуг продвижения" за месяц "с отчётом о проделанной работе" - скорее всего, лишь способ потратить ваши деньги в никуда, а время - на беспредметное ожидание. Но это вовсе не повод не попробовать повзаимодействовать по заинтересовавшему вас приглашению литературного агента. Как это сделать? Если на сайте или в объявлении такого человека (как правило, почему-то женщины) указано, что для этого необходимо предпринять - в разумных пределах следуйте инструкции. Ничего такого не нашли или информация слишком общая? Тогда составьте письмо, где укажите свои ФИО, город проживания, возраст, профессиональные интересы, предыдущие публикации (если были и причину нежелания продолжить работать именно с этим издательством), название и объём в авторских листах предлагаемых к рассмотрению законченных текстов произведений (как правило, "готовым частям" внимание не уделяется), предполагаемую аудиторию и особые условия (если они у вас есть). Вложите синопсисы своих книг (1-3 листа А4 в формате Microsoft Word) и отсылайте - может быть, вскоре познакомитесь именно со своим литературным агентом. Надеюсь, что вам здесь повезёт, так как моё взаимодействие с ними было, к сожалению, непродолжительным и совершенно неэффективным. Более того, именно те книги, которые некоторые из них решительно "забраковали", были изданы исключительно благодаря моим усилиям по рассылке и взаимодействию с издательствами. Хотя, конечно, я тоже надеюсь, что именно мой литературный агент где-то обязательно меня дожидается и нам однажды суждено не просто встретиться, но и максимально эффективно повзаимодействовать.

Законченный роман – разумеется, вовсе не повод «починать на лаврах» и, забросив творчество, пассивно ожидать предложений от издательств. Будут ли они, «нет» и, если «да», то какие именно – надо начинать всё сначала и обдумывать идею новой книги. А потом ещё, и так до тех пор, пока у вас будет присутствовать интерес и возможность заниматься рассматриваемым форматом творческого самовыражения. А он, как я очень надеюсь, иссякнет у вас ещё очень нескоро и рано или поздно обогатит копилку отечественной (может статься, даже мировой) литературы произведениями, которые, в будущем, могут стать, если и не классическими, то необыкновенно популярными.

Пишите, и у вас обязательно всё получится!

 

Гольцов Кирилл

Москва и область

август – сентябрь 2012, май, август 2013, октябрь 2018

 

 Copyright © Свидетельство о публикации в электронном СМИ № 21209071591 

 

главная страница | навигатор | работы и проекты | актуальные события | эффективное сотрудничество | обновления
обо мне | фотографии | видеоматериалы | авторские снимки | увлечения | интересные факты | контактная информация